ДРЕВНИЙ РИМ ОБЛАДАЛ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ, НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПРИНЦИПОВ КОТОРОЙ СЕЙЧАС ПОСТЕПЕННО ВВОДЯТСЯ В ОСНОВУ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАН. 

 российский историк и блогер Иван Правдолюбов 

            Древний Рим был самой развитой цивилизацией античности и всего Древнего мира. Сначала Древний Рим был царским государством, потом республиканским, затем императорским. Наивысшего своего могущества Древний Рим достиг именно в имперской стадии своего развития. (Пик его государственной мощи пришёлся на II век нашей эры. Тогда Древний Рим назывался Римской империей и держал под своим контролем огромную территорию, простиравшуюся от современной Англии на севере и до современного Судана на юге, от нынешнего Ирака на востоке и до нынешней Португалии на западе).

Древний Рим оставил очень существенный след в мировой истории, в том числе в истории мировой культуры, одной из неотъемлемых и значимых сфер которой является сексуальная культура.

Древний Рим и его сексуальная культура – весьма интересная тема. Однако за прошедшие с его краха полтора тысячелетия она обросла множеством домыслов и небылиц. Заинтересовавшись данной темой, я достаточно хорошо её изучил (ознакомился с соответствующей литературой и древнеримскими письменными источниками) и, как мне кажется, смог разобраться в том, что в действительности представляла из себя сексуальная культура Древнего Рима. Личными знаниями об этом я и поделюсь в настоящей статье с вами, уважаемые читатели. (Всё написанное в статье в равной степени относится к сексуальной культуре, бытовавшей как непосредственно в самом Риме, то есть в столице древнеримской державы, так и во всех остальных римских городах).   

Итак, приступаю…   

Часто приходится слышать, что в Древнем Риме процветал безудержный сексуальный разврат (половая распущенность). Это одновременно и верно и не совсем верно. Почему — вам станет ясно из написанного мною ниже…  

Да, разврат, конечно, имел место, что неудивительно, ведь Древний Рим, как и любая другая страна древности, был так называемым традиционным обществом, то есть обществом, в котором сознание людей носило глубоко религиозный характер. Именно религия в таких обществах всегда в значительно большей степени, чем юридические законы, определяла и определяет поведение людей в быту. На протяжении почти всей своей истории Древний Рим придерживался политеизма (то есть веры во множество богов) и его религиозная идеология не считала разврат греховным занятием. Поэтому римляне в силу своих религиозных убеждений видели во внебрачном сексе, точно также как и в брачном сексе, дар богини Венеры и, исходя из этого, логично полагали, что отказываться от сего божественного дара просто глупо. Соответственно, они (и мужчины, и женщины) не видели в разврате чего-то из рук вон плохого и низменного, а потому были психологически склонны при наличии возможности предаваться ему. (Ситуация кардинально изменилась только тогда, когда Древний Рим официально провозгласил своей государственной религией христианство и признал священность его строгих моральных постулатов).

Однако при этом древнеримская языческая мораль обязывала свободных римлян придерживаться в сексе определенных правил, ограничивающих некоторые из их возможных сексуальных желаний и фантазий (тот, кто нарушал данные правила, подвергался общественному порицанию). 

Первое правило… Если не состоящие в браке свободные мужчина или женщина хотят вступить в половую связь, не имея намерения сыграть в будущем свадьбу, то они должны сделать это с партнёром, который ниже их по социальному положению. (Например, холостой римский патриций, то есть представитель знатного римского рода, без угрызений совести и опаски за свою репутацию мог ради развлечения совершить половой акт с какой-нибудь гетерой, а вот с женщиной из знатного рода – нет). 

Второе правило… Оральным сексом свободные мужчины и женщины не должны себе позволять заниматься в пассивной форме (даже с супругой или супругом). (Кстати, одним из самых унизительных оскорблений в Древнем Риме считалось слово «феллятор» — так называли лиц мужского пола, оказывавших оральные ласки другим мужчинам). Роль пассивного партнёра в оральном сексе в Древнем Риме считалось исключительно уделом проституток и рабов. Связано это было с тем, что для римских граждан рот — был благородным, почти священным инструментом общения, а, следовательно, в понимании римлян он должен был быть чистым и неосквернённым. (Хотя нарушители данного табу в Древнем Риме, конечно, встречались. Например, в одной из своих эпиграмм известный римский поэт Марк Валерий Марциал презрительно высмеивал некоего Корацина за то, что тот занимался в пассивной форме оральным сексом с женщинами).

Третье (и последнее) правило… Римлянин, возжелавший побаловаться или даже всерьёз увлечься педерастией, тоже ни в коем случае (если он, конечно, хотел считаться достойным гражданином и заслуживающим уважения человеком) не должен был это делать в пассивной форме, роль пассивного педераста рекомендовалось исполнять опять же проституткам мужского пола либо рабам. (Вообще, не отягощённый строгой христианской моралью Древний Рим не знал понятий гетересексуал, бисексуал, гомосексуал. В древнеримском обществе считалось вполне приемлемым, если мужчины (впрочем, как и женщины) находили источник сексуального удовольствия в лицах своего пола. Так, никого не шокировало, когда римский император Адриан появлялся в людных местах с любовником-фаворитом Антиноем. Когда тот утонул в Ниле, Адриан не постеснялся даже обожествить своего погибшего возлюбленного).

Надо отметить, что разврат Древний Рим понимал несколько иначе, нежели он понимается нами теперь. Скажем, секс взрослого человека с детьми в наши дни признаётся голимым развратом и, более того, преступной педофилией. А вот в Древнем Риме подобное считалось нормальным. (Например, секс зрелых и даже уже престарелых римских мужчин с юными мальчиками, пользовался большой популярностью). Ограничений было немного: не забывать о соблюдении упомянутого выше первого правила, а также, чтобы мальчик не был римским гражданином (неграждан в Древнем Риме  хватало с избытком).  

Тогда что же в Древнем Риме признавалось развратом? Сейчас объясню…  

Древний Рим был государством, в котором его гражданам было разрешено вступать в разнополый моногамный брак, то есть создавать семью, в которой супруг имеет только одного брачного партнёра.  При этом главой семьи всегда признавался отец семейства.

Естественно, каждый отец древнеримского семейства должен был быть уверен, что наследник его имущества – это именно его наследник, то есть именно его ребёнок. Такую уверенность в то время могло дать только строгое соблюдение женой сексуальной верности своему супругу. В связи с этим жёнам в Древнем Риме было категорически запрещено вступать во внебрачные связи с другими мужчинами.

Так вот половая связь жены с чужим мужчиной как раз и считалась в Древнем Риме одной из разновидностей разврата. За него неверной жене и её любовнику грозил не только общественный остракизм, но и строгое наказание. В доимперский период римской истории обманутый муж даже имел законное право убить и свою жену-изменщицу и её любовника! В имперский период Древнего Рима моральные устои и законодательство по отношении к гулящим жёнам несколько смягчились, но всё равно оставались достаточно строгими. Так, уже во времена правления первого римского императора Октавиана Августа в случае измены жены её супруг законом обязывался подать на неё в суд и развестись с ней. Если муж не разводился с женой, уличённой в прелюбодействе, то он подвергал себя опасности быть обвинённым государством в совершении уголовного преступления – подпольном сводничестве. Если факт прелюбодеяния женщины был доказан в суде, то она и её любовник подвергались наказанию: у неё конфисковывалось треть её имущества, а у любовника – половина имущества и они направлялись в ссылку (естественно, в разные места).   

Юридического понятия мужской супружеской измены Древний Рим не знал. Поэтому в его доимперский период древнеримские мужья имели   возможность совершенно спокойно погуливать от своих древнеримских жён. Однако в годы правления всё того же императора Октавиана Августа данная лафа у мужей закончилась, ибо он издал указ, согласно которому похождения супруга налево хотя и не признавались изменой собственной жене, но тоже квалифицировались как уголовно наказуемый разврат. Ввиду этого жена получала право заявить в суд на загулявшего мужа как на лицо, причастное к разврату. Ответственности за него подлежали мужья, вступившие в половую связь с иностранками, вдовами и свободными женщинами, не имевших официального статуса проституток, а также со свободными юношами.

Но брачные законы императора Октавиана Августа, не имея, как я уже сказал, религиозного обоснования, победить разврат, которым славился Древний Рим, конечно, не могли.

Древний Рим
Сергей Сосновский, http://ancientrome.ru/art/artworken/img.htm?id=405

Так, сам император Октавиан Август имел множество любовниц и потому являлся первым нарушителем принятых им же самим указанных выше законов. Ходили слухи, что его жена Ливия Друзилла сама помогала подбирать ему девушек для развлечений. (Правда, будучи мудрым политиком Октавиан предпочитал заниматься любовными похождениями не в самом Риме, а в провинциях).

Родная дочь Октавиана – Юлия Августи Филия слыла настоящей нимфоманкой, о половой распущенности и бесстыдстве которой по Риму ходили легенды. При этом она регулярно рожала своему мужу Марку Випсанию Агриппе детей и все они были так сильно на него похожи, что его отцовство никто не подвергал сомнению. Как-то раз её спросили, как ей при наличии такого множества любовников удаётся рожать детей только от мужа. Юлия цинично и в тоже время остроумно ответила: «Я никогда не беру пассажира, если корабль не загружен». Правда, в конечном итоге за свою развратность она поплатилась: была осуждена за многочисленные прелюбодеяния и отправлена на 16 лет в ссылку, в которой и умерла. (И её папа – император Октавиан Август не пожелал её защитить!).  

Императорской семье в тяге к разврату не уступали и римские аристократы рангом пониже. Они тоже всячески пытались обойти запреты брачных законов Августа. Так, древнеримский историк Публий Корнелий Тацит в своём историческом труде «Анналы» описывает случай, когда в 19 году нашей эры замужняя дочь одного сенатора по имени Вистилия официально объявила, что является проституткой. Она явилась к эдилам, чтобы те внесли её в соответствующие списки. На столь экстравагантный поступок она пошла ввиду того, что на тот момент закон о прелюбодеяниях на проституток не распространялся. В связи с этим Вистилия объявила себя проституткой, дабы избежать суда, ссылки и конфискации имущества, а кроме того, с целью помочь своему любовнику избежать тех же негативных последствий. (Кстати, всё оное было известно мужу Вистилии, но он всё равно любил её и не желал с ней разводиться). Однако император Тиберий, узнав об этой хитрой уловке Вистилии, отреагировал на неё быстро и жёстко. Им бы издан указ, согласно которому женщинам высших сословий отныне запрещалось торговать своим телом. После этого мужа Вистилии заставили с ней развестись, а её саму отправили за прелюбодеяние в ссылку.

Древний Рим
Джордж Шуклин, https://rom.fandom.com/de/wiki/Tiberius

Конечно, всё это не означало, что разврат в Древнем Риме практиковали только представители высших сословий. Простолюдины развратничали ничуть не меньше. Просто они по понятным причинам находились под менее пристальным прицелом общественного мнения и им сексуальное распутство гораздо чаще, нежели знати, сходило с рук.

Как ни странно, но Древний Рим не признавал развратом секс женатого мужчины с проституткой. Если бы вы, уважаемые читатели, вдруг посредством какой-либо чудесной машины времени перенеслись в Древний Рим, то могли бы запросто наблюдать следующую картину: уважаемый всеми патриций, не таясь, занимается в своём особняке сексом с проституткой по вызову, а его жена находится в соседней комнате и не выражает абсолютно никакого недовольства.

Проституция в Древнем Риме была легализованным промыслом и поставлена, как говорится, «на поток». Проститутки имелись в больших количествах в каждом римском городе. Они были как дешёвыми уличными, так и более дорогими, работающими в публичных домах (борделях), называвшимися лупанариями. (Справедливости ради, отмечу, что на бытовом уровне древние римляне считали проституцию хотя и законным, но всё-таки аморальным делом).     

В больших римских городах в разных их районах стояли уличные проститутки какой-то определенной национальности. К примеру, известно, что в самом Риме у каждой (!!!) из многочисленных арок Большого цирка (ипподрома) себя предлагали сирийки.

Лупанарии, и не по одному, также находились в каждом районе любого более-менее крупного древнеримского города. Их можно было узнать по висящим на входе двум масляным лампам и особому барельефному знаку в виде мужских фаллосов. 

Вячеслав Лопатин, http://lopatinfoto.ru/erotika-v-pompeyah.html

Путь к борделям подсказывали его клиентам фаллические указатели на булыжных мостовых и уличных домах.

(Кстати, я сам их видел когда, совершая путешествие по Италии, гулял по очищенной от вулканического пепла Везувия улице древнеримского города Помпеи).

Древний Рим
Вячеслав Лопатин, http://lopatinfoto.ru/erotika-v-pompeyah.htm

Некоторые из подобных указателей могли иметь причудливо-смешной вид (оцените, уважаемые читатели, один из таких указателей сами – он на следующем фото).

Древний Рим
Вячеслав Лопатин, http://lopatinfoto.ru/erotika-v-pompeyah.htm

Лупанарии имели комнаты для свиданий (небольшие и вип-комнаты попросторней). За каждой проституткой могла закрепляться отдельная комната. (Так, в частности, было в уцелевшем до наших дней в почти первозданном виде лупанарии в Помпеях, в котором над входом в такие комнаты были выбиты имена проституток, работающих в них).

Пусть вас, уважаемые читатели, не смущает убогий вид комнаты лупанария на предыдущей фотографии. Во-первых, это комната не отреставрированная, а во-вторых, она относится к категории эконом-класса. В том же лупанарии Помпей вип-комнаты для интимных встреч располагались на втором этаже и имели свой балкон (с него, кстати, проститутки зазывали к себе прохожих).  С соответствующей отделкой и обстановкой они выглядели примерно так…

Во всём Древнем Риме те проститутки, которые не являлись рабынями, должны были пройти государственную регистрацию и платить налоги (за проституток-рабынь налоги платили их хозяева).

Стены внутри лупанариев были разрисованы цветными картинами-фресками с различными сексуальными сценами (фото некоторых из них с пояснительной надписью «Секс в Древнем Риме» я уже разместил выше, сделаю тоже самое ещё и ниже).

Данные картины являлись не только средством украшения помещения борделя, но и носили практическое предназначение.

Дело в том, что лупанарии посещали помимо самих римлян ещё и заезжие иностранцы (например, моряки), которые не всегда знали латинский язык и могли объяснить проститутке какого вида секса, поз и т.д. они от неё хотят. В этих случаях иностранцы прибегали к помощи настенной живописи: стоило им указать на ту или иную картину и проститутке всё становилось понятно.

(Кстати, в помпейском лупанарии сохранилась нацарапанная на стене надпись на латыни: «Не верьте Агапии – она не гречанка». Данная надпись свидетельствует о том, что по крайней мере в Помпеях проститутки греческой национальности ценились наиболее высоко).   

Проститутками в Древнем Риме работали не только женщины, но и мужчины. Последние открыто обслуживали свободных, но сексуально озабоченных римских женщин и тайно — замужних дам, имевших возможность заглянуть в лупанарий под покровом ночи незаметно от своих мужей. (Рисунки проституток в мужском обличии в рекламных целях тоже наносились на стены борделей. Следующий рисунок – один из них).   

Древний Рим
Вячеслав Лопатин, http://lopatinfoto.ru/erotika-v-pompeyah.htm

Мужчины-проститутки в древнеримских лупанариях занимались также удовлетворением сексульных потребностей проявлявших гомосексуальные наклонности лиц мужского пола (смотрите фреску из борделя ниже).    

Соответственно женщины-проститутки не отказывали в услугах феминам, желавшим попробовать лесбийский секс (смотрите фреску из борделя ниже). Ради такого секса (только в пассивной форме!!!) свободно посещать лупанарий не возбранялось не только незамужним, но и замужним женщинам.

Древний Рим изобиловал проститутками. Но, что касается их женской половины, наиболее востребованными из них были обладательницы пышных форм. Именно таких женщин в Древнем Риме (точно так же, как и в Древней Греции, да и во всех других странах Древнего мира) признавали самыми красивыми, ибо считалось, что полнота есть доказательство крепкого женского здоровья.

Увы, проституток с подобной внешностью было не так уж много (в основном они, как и подавляющее большинство других женщин Древнего Рима,  были стройными, ибо далеко не все из них могли себе позволить усиленное питание). Чтобы найти себе вожделенную проститутку-пышку древнеримским мужчинам порой приходилось приложить массу усилий и терпения.      

Проституток в Древнем Риме легко было определить по внешнему виду. Они, как правило, красили волосы в необычный цвет (например, в синий или ярко-рыжий) и одевались очень легко, чтобы были лучше видны их прелести. 

(В отличие от девиц лёгкого поведения, добропорядочные древнеримские женщины всегда носили на себе по моде того времени тяжёлые многослойные одежды).

Популярность услуг проституток объяснялась не только, тем, что Древний Рим не увязывал проституцию с развратом, но и тем, что римляне не видели в ней опасности для своего здоровья. В те давние времена нынешние заболевания, передающиеся половым путём, ещё не успели появиться: вич-инфекции не было и в помине, сифилиса также не имелось (он был завезён в Европу в конце ХV века после открытия Америки Христофором Колумбом), первые случаи мягкого шанкра зафиксированы тоже только в ХV веке, то есть спустя многие столетия после падения Римской империи, ну и т.д.

Правда, сейчас историки медицины говорят, что в древнеримскую эпоху вроде как была гонорея. Ссылаются они при этом на жившего во II веке нашей эры древнеримского врача Клавдия Галена Пергамского, описавшего заболевание, похожее по признакам на гонорею,  которое сам он назвал семятечением. 

Но, скорее всего, Гален описал абсолютно схожий с гонореей по симптомам неинфекционный уретрит. Последний половым путём не передаётся. То что это был именно он, а не гонорея, объективно подтверждается крайне малым количеством упоминаний о нём в письменных источниках.

Если бы гонорея в Древнем Риме действительно существовала, то в нём при столь большом числе беспорядочных половых связей (ещё и при условии, что древние римляне ведать не ведали, что через половое сношение можно подцепить заразу)  непременно разразилась бы самая настоящая эпидемия, что, естественно, нашло бы в письменных источниках своё отражение. Однако  эпидемии не было! Стало быть не было в Древнем Риме и гонореи.  Таким образом, есть основания полагать, что жители Древнего Рима, хоть и не имели презервативов, но в половом отношении были стерильны и друг друга половыми инфекциями не заражали! 

В качестве средств контрацепции от нежелательной беременности проститутки Древнего Рима (как, в принципе, и другие ведущие половую жизнь древнеримские женщины) использовали сок различных фруктов (лимона, к примеру), отвары и настои различных трав (мяты, померанца и др.), мёд… Всего насчитывалось около 200 различных вариантов противозачаточных ингредиентов, которыми женщины обрабатывали свои влагалища.

На то, что в области такой контрацепции имелись большие достижения, указывает, в частности, тот факт, что Древний Рим времён поздней республики и ранней империи страдал от серьёзного демографического спада (без контрацепции он был бы просто невозможен). Неслучайно император Октавиан Август, желая повысить рождаемость в Римской империи, законодательно постановил: для получения особых экономических субсидий и налоговых послаблений римская женщина должна родить не менее трёх детей!

(Кстати, для устранения демографических проблем римское государство и стало бороться с развратом, совершенно обоснованно полагая, что он ослабляет римские семьи и создаёт препоны рождению новых поколений свободного населения страны).

Отдельный аспект сексуальной культуры в Древнем Риме — секс с гетерами (Древний Рим перенял это явление у Древней Греции). Кто такие были гетеры? Гетерами в Древнем Риме звали свободных и необременённых браком женщины, которые жили за счёт подарков (денежных и иных) своих богатых любовников. Можно сказать, что гетеры – это профессиональные любовницы очень состоятельных людей. (Благодаря чему и сами гетеры были дамами небедными: имели в собственности дома и рабов. Свидания с любовниками, кстати, они устраивали именно по месту своего жительства). Гетеры были умелыми и страстными в сексе, красивыми и ухоженными, образованными и способными поддержать беседу на любую тему, прекрасно пели и танцевали. То есть за большие деньги они могли обеспечить солидному мужчине отдых душой и телом по высшему разряду. У римских патрициев иметь постоянную любовницу из гетер считалось очень престижным. Ну, а римляне попроще (и, само собой, победней) об общении с гетерами и сексе с ними не могли даже мечтать.  

Древний Рим был рабовладельческим государством. Поэтому для удовлетворения своих сексуальных потребностей древние римляне самым активнейшим образом использовали рабов. Раб в Древнем Риме считался имуществом своих хозяев (точно таким же, как домашний скот) и обязан был беспрекословно выполнять совершенно любые их требования (в случае неповиновения раб мог быть наказан своим хозяином или даже убит).

Рабы эксплуатировались как сексуальные игрушки совершенно открыто рабовладельцами как мужского, так и женского пола (при условии, что женщина-рабовладелец не была связана узами брака). Замужние женщины часто прибегали к секс-услугам рабов втихаря (ограничений и запретов на сексуальное использование рабынь Древний Рим на замужних дам не налагал).

Особенным шиком у неверных жён был тайный секс с мужчинами-гладиаторами (те хоть и были рабами, но благодаря отличному питанию и регулярным физическим тренировкам, да и просто природным задаткам, отличались необычайной силой и красотой). А уж о сексе с овеянным славой и победами на арене гладиатором-чемпионом мечтали если не все, то почти все римские женщины (как замужние, так и незамужние). (Кстати, одним из самых желанных женских украшений в Древнем Риме была заколка для волос, смоченная кровью гладиатора).

Наиболее умным рабам (рабыням), хорошо сексуально ублажавшим своих хозяев, порой получалось найти путь к их сердцу и приобрести большое влияние на них, извлекая из этого собственную выгоду. Так, Друзилиан Круглый — раб императора Клавдия, был поставлен последним управлять его поместьем в провинции Внутренняя Испания. В результате он, оставаясь рабом, стал жить несравнимо богаче и сытней подавляющего числа свободных римлян.

Бывало (хотя и редко), что господина и рабыню (или раба) начинала связывать самая настоящая любовь. Тогда рабовладелец, проникшись чувствами, скажем, к красивой рабыне, осыпал её подарками, деньгами и мог даже даровать ей свободу. Например, бывшей рабыней была известная древнеримская актриса и гетера Киферида. Её хозяин влюбился в неё и, спустя какое-то время, отпустил её на свободу, после чего она стала очень знаменита в Риме и одно время даже состояла любовницей сподвижника Юлия Цезаря и соперника Октавиана — военачальника и политика Марка Антония      

Описание сексуальных отношений с рабами оставил в своём трактате «Как управлять рабами» древнеримский рабовладелец Марк Сидоний Фалкс. Приведу несколько выдержек из его труда (всё равно, лучше, чем поведал он о таком виде отношений в Древнем Риме, мне не рассказать).

«У меня есть юноша, который в настоящее время является моим фаворитом. Ему 14 лет, и он всегда готов и счастлив делать то, чего хочет его хозяин. В конце концов, разве стыдно выполнять желания хозяина? Это совершенно естественно! Как я уже говорил, если вы хотите купить себе мальчика для любовных утех, воспользуйтесь моим советом – пойдите на площадь Септа Юлия и спросите у тамошних торговцев, нет ли у них молодых египтян. Египетские мальчики хорошо подходят для таких дел: у них светлая кожа, сияющая глаза, низкий лоб, узкий нос, длинные распущенные волосы и алые губы. Если же вам нужны молодые рабыни, можно обратить внимание на светловолосых батавианок». (Для сведения: батавианки – это представительницы обитавшего в устье Рейна древнегерманского племени батавов).      

«Я нахожу приятным делать своим фавориткам [рабыням] небольшие подарки, чтобы они видели, что я выделяю их среди прочих. Девушки-рабыни всегда рады получить какую-то одежду из гардероба моей жены (отдаётся, естественно, та, которая износилась или разонравилась). Моя жена, разумеется, совершенно спокойно относится к такому моему времяпровождению. Какой мужчина без грешков? Естественно, о том, чтобы она вступала в подобные отношения с мужчинами-рабами, не может быть и речи! Это было бы позором для всего семейства и несмываемым пятном на моей репутации. Потом обнаруживается, что некоторые из ваших рабынь забеременели. Что ж, к этому надо отнестись как к определенного рода профессиональному риску. Часто рабыни только рады вступить в близкую связь с хозяином. С их детьми я обычно обращаюсь более снисходительно, чем с остальными рабами, выделяю им паёк получше, а работу полегче. Я уже говорил, что предпочитаю использовать этих внебрачных детей для ухода за моими законными детьми. В конце концов, у этих рабских отпрысков в жилах течёт и моя кровь, и можно надеяться, что они будут более лояльными и усердными в работе. Ясное дело, не стоит рассчитывать, что я буду обращаться таким образом со всем моим незаконным потомством. Поэтому, если при рождении ребёнок выглядит болезненным или если в домохозяйстве уже хватает незаконнорожденных детей, я приказываю матери отнести такого младенца на свалку».   

«Важно, однако, оградить ваших рабынь от использования их в чьих-то аморальных сексуальных целях. Поэтому, продавая рабыню, которая обладает неплохими внешними данными, в договоре купли-продажи я предусматриваю пункт о том, что новый владелец не будет вовлекать её в проституцию. В самом деле, божественный император Веспасиан издал указ, согласно которому, если женщина была продана при условии, что её не должны использовать в качестве проститутки, а она всё-таки использовалась в таких целях, то ей следует даровать свободу».  

Был в Древнем Риме секс и между рабами. Это использовалась их господами для увеличения численности собственных рабов и не только… Впрочем, приведу в этой связи ещё парочку выдержек из трактата Марка Сидония Фалкса.

«Разведение рабов является полезным и выгодным делом, но вы должны иметь в виду, что оно требует определённых затрат капитала и много времени». 

«Конечно, сами рабы также хотят вступать в сексуальные отношения друг с другом, и многие стремятся создать семью. Это полностью в вашей власти – позволить или не позволить такие союзы. Рабы не могут вступать в законный брак, но им можно разрешить находиться в неформальной связи. Вообще, когда ко мне обращаются два моих раба, я даю согласие на такой союз, поскольку это порождает добрые отношения, а вот отказ ведёт к озлобленности и враждебности».

Одним из проявлением сексуальной культуры (или сексуального бескультурья?) в Древнем Риме было участие древних римлян в сексуальных оргиях, называемых вакханалиями. Явление это в I веке нашей эры пришло в Древний Рим из Древний Греции. (Само его название имеет греческое происхождение: Вакхос – древнегреческий бог виноделия, который входил также и в пантеон богов древних римлян; правда, римляне называли его по-своему – Бахус). Соответственно, сами вакханалии имели вид религиозных праздников во славу этого бога.

Проводились вакханалии (по крайней мере в самом Риме) весьма часто — 5 раз в месяц (!!!), причём в тёмное время суток при свете факелов и костров; сопровождались они криками и гомерическим смехом, грохотом барабанов и звоном литавр. Поначалу в них участвовали только женщины (тогда, кстати, празднества проходили днём). Но скоро дамы, видимо, заскучав без кавалеров, стали активно привлекать к своим гуляниям мужчин (после чего оргии превратились в исключительно ночные мероприятия).

В ходе вакханалий их участники напивались виноградного вина до поросячьего визга и начинали куролесить: обнажались, танцевали голыми, занимались разнополым, однополым, групповым, анальным, оральным и всеми другими мыслимыми и немыслимыми видами секса (при этом уже никто об упомянутых мною выше правилах не задумывался; некоторые женщины и мужчины, чтобы скрыть факт нарушения ими данных правил, использовали маски). С годами к участию в вакханалиях стало подключаться всё больше и больше молодёжи. Это дало себя знать: очень много (если не большинство!!!) юных римлянок лишалось девственности, именно принимая участие в вакханалиях.  

Государственной власти в Древнем Риме вакханалии пришлись не по душе, что неудивительно ведь им практически всегда сопутствовали драки, поножовщина и иные виды насилия, неизбежно возникающие в толпе сильно пьяных людей. Более того, тех кто вдруг пытался артачиться во время оргий (например, отказывался вступить с кем-то в половую связь), могли запросто, не церемонясь, заколоть как жертвенное животное. В связи с этим официальная власть по прошествии какого-то времени начала непримиримую борьбу с вакханалиями: их организаторов (а ими были, как правило, жрецы) вылавливали и казнили, места вакханальных сборищ (чаще всего они располагались на природе) уничтожали. В итоге число вакханалий существенно снизилось, но окончательно победить их, хотя и значительно позже, смогла только христианская церковь.  

Вакханалии были не единственным праздником, на котором древние римляне предавались даже в их понимании разнузданному разврату. Им, похоже, вообще нравилось сдабривать праздники сексом. В подтверждение этого снова приведу небольшой отрывок из книги Марка Сидония Флакса «Как управлять рабами», в которой он описывает то, как Древний Рим отмечал Сатурналии (наступавший в декабре после окончания земледельческих работ праздник в честь бога Сатурна).

«Сатурналии – это не просто праздник. Это такое время, когда весь мир переворачивается с ног на голову. То, что обычно рассматривается как хорошее поведение, теряет цену: сегодня положено быть непочтительным, дерзким и вдрызг пьяным, сегодня правят бал кощунство и святотатство, скабрёзность и непристойность… Повсюду занимаются сексом – пусть вас это не удивляет. Без сомнения, когда-то совокупление должно было символизировать плодородие и изобилие, но ныне это просто возможность для молодёжи позволить себе излишества и непристойности. На улицах взбудораженные толпы; рыночная площадь переполнена людьми, плотоядно взирающими на женщин и делающими им недвусмысленные предложения».    

Вот такую имел Древний Рим сексуальную культуру! С ходом истории она ушла в прошлое. Однако, как учит марксистская философия, общественное развитие идёт по спирали и спустя века многое из того, что было в прошлом, повторяется на новом витке спирали, но уже в модернизированном и более совершенном варианте. Наблюдая со стороны современную сексуальную культуру западных стран, мне кажется, она уже в чём-то начинает напоминать то, что было в Древнем Риме. По всей видимости, пока она находится только в самом начале очередного витка спирали, то бишь пребывает в стадии формирования. Любопытно было бы узнать, какой она станет в своём законченном виде. Это, конечно, покажет только время. Сейчас можно лишь делать прогнозы. И, пожалуй, мне стоит взяться за них, но уже в другой статье!

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк! Если вы желаете получать уведомления о моих новые статьях, сделайте соответствующую подписку на сайте «Эрудит». 

Иван Правдолюбов

24 июня 2022 года

ПОСЛЕСЛОВИЕ: ДАМЫ И ГОСПОДА, РЕКОМЕНДУЮ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГОЙ МОЕЙ СТАТЬЁЙ, ПОСВЯЩЁННОЙ УЖЕ СОВРЕМЕННЫМ НРАВАМ. НАЗЫВАЕТСЯ ОНА ТАК:  

«ГОЛЫЕ ЗНАМЕНИТОСТИ — ЧТО ЭТО ЗА ЯВЛЕНИЕ?» (18+). ЕЁ МОЖНО НАЙТИ НА САЙТЕ «ЭРУДИТ»

!!!

С уважением, Иван Правдолюбов

P.S. Иллюстративный материал заимствован  из  общедоступных ресурсов  Интернета, не содержащих  указаний на авторов (кроме упомянутых выше) этих материалов и каких-либо  ограничений для их заимствования. 

ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЁЙ С ДРУЗЬЯМИ

Share on whatsapp
WhatsApp
Share on twitter
Twitter
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on vk
VK
Share on telegram
Telegram
Share on pinterest
Pinterest
Share on linkedin
LinkedIn

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.