ЛЖЕДМИТРИЙ I — ЦАРЬ ИЗ ПРОСТОНАРОДЬЯ, ПЫТАВШИЙСЯ ПРАВИТЬ В ИНТЕРЕСАХ ВСЕГО НАРОДА, ЗА ЧТО БЫЛ ПРЕДАН И УБИТ ПРИСЯГНУВШИМИ ЕМУ НА ВЕРНОСТЬ БОЯРАМИ.
российский историк Иван Правдолюбов
ОН СОВЕРШЕННО ИЗМЕНИЛ ЧОПОРНЫЙ ПОРЯДОК ЖИЗНИ СТАРЫХ МОСКОВСКИХ ГОСУДАРЕЙ И ИХ ТЯЖЁЛОЕ, УГНЕТАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ…
русский историк Василий Ключевский о Лжедмитрии I
ПЕРЕД ТОБОЙ НЕ СТАНУ Я ЛУКАВИТЬ ;
НО ЗНАЕШЬ ЛИ ЧЕМ МЫ СИЛЬНЫ, БАСМАНОВ?
НЕ ВОЙСКОМ, НЕТ, НЕ ПОЛЬСКОЮ ПОМОГОЙ,
А МНЕНИЕМ; ДА! МНЕНИЕМ НАРОДНЫМ.
Лжедмитрий I в трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов»
Лжедмитрий I – самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия, а также русский царь (11.05.1605 – 27.05.1606), именовавший себя царём Дмитрием Ивановичем, в сношениях с иностранными государствами — Императором Димитрием (он — первый российский самодержец, попытавшийся примерить императорский титул).
Историки и писатели часто отзываются о нём неблагожелательно. А зря!
Случай с Лжедмитрием I – уникален. В мировой истории самозванцам больше никогда не удавалось добиться верховной власти. (Ниже см. дворец Лжедмитрия I , он был деревянным и построен по его приказу на территории Кремля; до наших дней не сохранился).
Уникален данный случай также тем, что в государстве со строгой сословной иерархией царём стал человек, не принадлежавший к русской аристократии; можно сказать, выходец из народа (по преобладающей в историографии версии, Лжедмитрий I – это беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, то есть человек, не имевший личных материальных благ или, попросту говоря, голодранец).
Один из главных упрёков в адрес Лжедмитрия I, который приходится часто слышать: выдав себя за царского сына, он поступил жутко аморально.
Но являлись ли в бытность Гришки Отрепьева светочами высокой морали другие русские правители? Когда Иван Грозный из политических соображений массово убивал своих явных и мнимых политических противников (среди которых были даже его родственники) – это было моральным? Было ли моральным убийство по приказу Бориса Годунова (а что это было именно так, сейчас мало кто сомневается) царевича Дмитрия — последнего наследника Ивана Грозного? Ответ, по-моему, очевиден…
Так что царь Лжедмитрий I как политик в моральном отношении был ничуть не хуже предшествовавших ему царей.
Если говорить о чисто юридической стороне вопроса, то, тут не поспоришь, к власти Лжедмитрий I пришёл незаконным путём. Но других возможностей у незнатного человека, не относившегося к сливкам аристократической знати, стать во главе русского государства в ту пору не имелось. Тогда простой народ к власти не допускался, считалось, что для власти он, как говорится, рылом не вышел. (Вы, кстати, не находите, что это было неправильным и аморальным?). Однако следует отметить, что до Москвы Лжедмитрий I дошёл и, войдя в неё, венчался на царство при полной поддержке народа, который ненавидел законного царя Бориса Годунова (и было за что). Русские города один за другим открывали Лжедмитрию I свои ворота и добровольно переходили на его сторону (в конце концов эта сделала и Москва — он вошёл в неё под торжественный колокольный звон). То есть сказать, что Лжедмитрий I овладел высшей государственной властью как поработитель России — никак нельзя.
Ещё Лжедмитрия I часто корят в том, что он пробился к власти благодаря поддержке польского короля, римского папы и готов был в их пользу поступиться интересами России (отдать часть русских территорий Польше, превратить Россию в католическую страну).
Да — чтобы прийти к власти Лжедмитрий I действительно вынужден был прибегнуть к услугам иностранцев, проспонсировавших его план овладения царским троном. (Ниже см. датированную 21.08.1604 долговую расписку от тогда ещё царевича Дмитрия о получении у польского магната Юрия Мнишека четырех тысяч злотых).
Для получения их поддержки, Лжедмитрий I наобещал им многое. Однако, став царём, он бесцеремонно «кинул» своих зарубежных боссов и те ничего из обещанного от него не дождались.
То есть обвинение Лжедмитрия I в предательстве интересов России также несостоятельно.
Во внешней политике Лжедмитрий I проявить себя не успел. Но его внешнеполитические планы известны – они были весьма амбициозны. Предвосхищая будущие действия царевны Софьи и царя Петра I, он готовился к войне с Турцией и захвату Азова с устьем Дона; намеривался отбить у шведов Нарву.
Может Лжедмитрий I проводил неправильную внутреннюю политику? Утверждать это, не поворачивается язык.
Исторические факты указывают на обратное: Лжедмитрий I тяготел к прогрессивной внутренней политике. Вообще, большинство его идей были весьма оригинальны для начала XVII века. Фактически Лжедмитрий I попытался войти в историю как смелый и решительный реформатор, своими возрениями в значительной степени опережавшим ту эпоху. Судите сами…
Будучи начитанным и от природы умным молодым человеком, Лжедмитрий I мечтал о всеобщем образовании в России, о создании в ней высших учебных заведений. Ещё только продвигаясь к Москве, он говорил: «Как только с Божьей помощью стану царём, заведу школы, чтобы у меня во всём государстве выучились читать и писать; заложу университет в Москве, стану посылать русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знающих иностранцев». И это были не пустые слова. За неполный год своего правления он старался всячески приобщать к чтению приближённых, официально разрешил и поощрял выезд за границу детей купцов и бояр на обучение, убеждал купцов и бояр в необходимости такого обучения, обсуждал план создания школ, стал в большом количестве приглашать в Россию иностранных специалистов, знающих различные ремесла. (Следует отметить, что первая сеть светских школ в России появилась только к концу первой четверти XVIII века — в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися, первый университет в России (Московский) был создан только в 1755 году).
Впервые за всю историю российской государственности Лжедмитрий I стал бороться с коррупцией. Взяточничество (мздоимство) было запрещено им законодательно. На пойманных взяточников накладывали крупные штрафы.
Лжедмитрий I хотел быть ближе к простому народу (такого желания не проявлял ни до, ни после него ни один русский царь). Для этого он позволил всем простым людям писать себе (то есть царю) челобитные и сам лично разбирался с ними. Также он установил приёмные дни, в которые встречался с простыми людьми из народа, выслушивал их просьбы и старался помочь им, решал их споры. С этой же целью он любил ходить по Москве и лично общаться со своими подданными, чтобы из первых уст знать их нужды. (Подобная практика была очень необычна и для того, и даже для последующего времени. Вспомните 9 января 1905 года (ХХ век!) – в Санкт-Петербурге народ мирно пошёл с петицией к царю Николаю II, но не дошёл до него, так как был расстрелян царскими войсками и изрублен шашками выполнявших полицейские функции казаков).
Он первый (да и, пожалуй, последний) из русских царей, который старался учесть интересы не только высших сословий (то есть знати), но и народных низов.
Например, в отличие от своего предшественника царя Бориса Годунова, который в период своего правления, только ужесточал крепостное право (рабство), Лжедмитрий I смягчал его.
В частности, он запретил передавать холопство по наследству. При Годунове человек, продавший себя в холопы (по сути, в рабы), после смерти своего господина переходил вместе со всем имуществом, которым владел, в собственность его наследникам. Мало того, все потомки такого холопа автоматически тоже становились холопами. Лжедмитрий I своим указом отменил эту практику и теперь со смертью господина холоп получал свободу. Продаться в кабалу человек мог только сам, дети холопа рождались свободными.
Он отпустил на волю холопов, продавших себя в кабалу, в голодные годы (при Борисе Годунове таких лет было немало).
Он разрешил крепостным крестьянам беспрепятственно уходить от своего помещика, если тот в голодные годы отказывался кормить их.
Он предоставил беглым крепостным крестьянам право считаться свободными, если их помещики не смогли изловить их в течение пяти лет.
Он постановил: если беглый крестьянин приходил к новому господину и тот предоставлял ему кров и начинал кормить, то старый господин терял на этого крестьянина все права. (Борис Годунов, наоборот, в 1603 году, во время свирепствовавшего в стране жуткого голода, аннулировал право крестьян в Юрьев день уходить от одного помещика (скупого), к другому, то есть более щедрому, подкармливавшего своих крестьян и спасавшего их от голодной смерти).
Не забыл Лжедмитрий I и о служилых людях (стрельцах, чиновниках) – жалованье им было увеличено в два-три раза. Многим находившимся у него на службе дворянам он увеличил поместья.
Лжедмитрий I объявил свободу вероисповедания (после его свержения свобода вероисповедания, естественно, закончилась, вновь она была введена только 20 января 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР). Он говорил: «Зачем вы презираете иноверцев? Что же такое латинская лютеранская вера? Все такие же христиане, как и греческие. Пусть всякий верит по своей совести. Я хочу, чтобы в моем государстве все отправляли богослужение по своему обряду». В тоже время, оберегая русское православие, он (к большому неудовольствию Папы Римского Павла V) не позволял в России строить католические храмы.
Лжедмитрий I отменил смертную казнь для всех жителей страны (очень гуманный поступок для той эпохи, когда в ходу были самые жестокие казни: колесование, четвертование, сжигание на костре и т.д.) и телесные наказания для дворян. (Он, вообще, был принципиальный противник пролития крови без острой на то необходимости. Скорей всего, поэтому им была сохранена жизнь дочери к тому времени почившего в бозе царя Бориса Годунова — Ксении; хотя, руководствуясь политической целесообразностью, ему выгодней было её убить).
Лжедмитрий I скорректировал порядок управления страной: видоизменил Боярскую думу, назвав её Сенатом (в следующий раз что-то подобное сделал в 1711 году царь Пётр I). В Сенат он являлся каждый день и всех удивлял в нём своим тонким и точным пониманием проблем, быстрым решением государственных дел (в прежней Боярской думе такого не наблюдалось).
Лжедмитрий I ввёл неслыханные налоговые льготы. На юге России на 10 лет было отменено взимание налогов, а также прекращена практика обработки «десятинной пашни», то есть практики, когда крестьяне государственных (не помещичьих) земель помимо обработки своего надела были обязаны отбывать барщину на государевых десятинах, урожай с которых шёл в пользу царя.
Лжедмитрий I стал проводить денежные и земельные конфискации у зажиревших монастырей (сам бывший монах, он считал монахов лицемерами и дармоедами).
Лжедмитрий I объявил свободу торговли, промыслов и ремесел (чего раньше в России не было).
Лжедмитрий I снял все ограничения на выезд из России и въезд в неё, то есть сделал её более открытой, что способствовало развитию внешних связей государства.
Лжедмитрий I отменил запреты на песни, пляски, игры в шахматы и карты (до него церковь всему этому противилась, вводя различные ограничения).
По приказу Лжедмитрия I началась работа по созданию нового Судебника (свода законов), более отвечающего современным реалиям.
Хотя, конечно, политического опыта Лжедмитрию I не хватало. Видимо, из-за этого он допускал ошибки (вёл нехарактерный для русских царей образ жизни, чем подрывал свой авторитет: ходил в европейском платье, использовал в трапезах вилку, не носил бороды и усов, был прост в общении с людьми, любил разухабисто погулять на пирах и т.д.). Ну и, пожалуй, той же политической малоопытностью можно объяснить его самую главную ошибку: он отказался от пестовавшейся Борисом Годуновым практики политических репрессий, а именно, амнистировал всех пострадавших при Годунове бояр; тем из них, у кого имущество было конфисковано, вернул его. В том числе он возвратил из ссылки Василия Шуйского, который «отблагодарил» своего благодетеля тем, что сверг его. (Кстати, Лжедмитрий I разрешил вернуться в Москву Романовым. Филарета Романова (отца будущего царя – Михаила Романова) он продвинул по карьерной лестнице — ввёл его в сан митрополита Ростовского. Романовы должны были быть благодарны ему: ведь он вытянул их из политического небытия. Однако хороших слов в адрес Лжедмитрия I от Романовых за всё их последующее трёхсотлетнее царствование никто и никогда не слышал).
Василий Шуйский являлся аристократом высшей пробы, в знатности с ним в России мало кто мог тягаться (он принадлежал к суздальской ветви Рюриковичей). Он присягнул Лжедмитрию I на верность, но, понятно, что безродный царь-самозванец вызывал у него чувство брезгливости и ненависти. Первый заговор Василия Шуйского против Лжедмитрия I оказался раскрытым. Но Лжедмитрий I простил изменника. Второй заговор Василия Шуйского раскрыть не удалось и Лжедмитрий I был жестоко убит (после чего над его трупом долго глумились). Русским царём стал Василий Шуйский. Царствовал он бездарно и кончил плохо: в 1610 году бояре свергли его и насильно постригли в монахи. Смутное время продолжилось...
Вот такая она – русская история! Может, если бы Лжедмитрий I остался у власти судьба России сложилась бы лучше?
20 марта 2020 года
P.S. Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов Интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
Обалдеть!!! Как плохо мы знаем свою историю. Но с такими статьями надо быть поаккуратней. Все-таки #нквдмышление никуда не делось и процветает.
Ага, только пусть уважаемый автор объяснит, почему царствование Романовых было двухсотлетним? Вроде бы было 300+?
Каким образом, сократив налоги, можно в 3-4 раза поднять жалование? Брать деньги из воздуха?
Уважаемый Михаил, спасибо, что обратили внимание на допущенную мною по невнимательности техническую ошибку в статье. Действительно, династия Романовых правила чуть больше 300 лет. Ошибку я уже исправил. Теперь что касается снижения Лжедмитрием I налогов (податей) и повышения им жалования служилым людям… Он действительно снизил налоги, а жалованье служилым людям повысил — такая возможность у него имелась и денег, как Вы говорите, «из воздуха» ему брать не пришлось. Вообще, почему Вы думаете, что налоговая нагрузка до Лжедмитрия I была русским государством рассчитана только лишь на получение денежной суммы, необходимой для выплаты жалованья служилым людям? Налоги собирались в то время (впрочем, как и сейчас) с запасом – это нормальная фискальная практика. Лжедмитрий I решил порадовать налогоплательщиков (податные сословия) и служилых людей своей милостью. Для этого ему пришлось пойти на сокращение размера государственной казны (по современному, государственного бюджета). Налогов в казну стало поступать меньше, но тех налоговых поступлений, которые все-таки продолжали поступать, хватало на увеличение жалования служилым людям. То есть в итоге пострадала только государственная казна — ее размер уменьшился, причем существенно. Насколько рациональным и целесообразным было такое решение Лжедмитрия I – это уже другой вопрос.