Для уведомления о новых статьях введите Ваши данные.

НЕФТИ СКОРО НА ЗЕМЛЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ И ТОГДА СТРАНЫ, КОТОРЫЕ К ЭТОМУ НЕ ПОДГОТОВЯТСЯ, СРАЗУ ЗАТРЯСУТСЯ В ПРЕДСМЕРТНЫХ СУДОРОГАХ!

 российский историк и блогер Иван Правдолюбов

      Значение нефти для человечества колоссально! Перечислять продукты, которые в настоящее время  производят из нефти и её компонентов можно очень долго. Всего изделий из нефти насчитывается около 6000. Назову лишь некоторые из них… Керосин, мазут, бензин, дизельное топливо, технические масла, искусственный каучук, пластмассы, синтетические ткани, кожзаменители, краски, клеи, герметики, парфюмерия, моющие средства, лекарства, сельскохозяйственные удобрения.

Взгляните, уважаемые читатели, вокруг себя и вы увидите массу предметов и вещей, сотворённых из нефти: стеновые панели, оконные рамы, чайники, миксеры, мясорубки, одежда, спортивный инвентарь.

Возможно, вы сейчас сидите на диване. Его набивка, ткань (если это не натуральная кожа), пропитка этой ткани — тоже сделаны из нефти.

У многих из вас есть автомобили. Их коврики, пластиковые изделия, покрытие кресел, колёсные шины, краска снаружи и изнутри, антикоррозийная защита – всё это произведено из нефти.   

И так во всём мире! Естественно, расход нефти на планете огромен. Например, на создание только одного компьютера требуется порядка 11 литров нефти: 9 литров на пластиковый корпус системного блока, клавиатуру и компьютерную мышь, 2 литра на монитор.  Тот же упомянутый выше диван содержит в себе около 60 литров нефти! А сколько ежегодно производится в мире компьютеров и диванов? Многие, многие миллионы!

Но нефть, как любое полезное ископаемое, исчерпаема.  Придёт время и она закончится. (Правда, существует разработанная ещё Д.И. Менделеевым теория о неорганическом происхождения нефти, гласящей, что нефть возобновляемый природный ресурс, возникающий в результате реакции воды, попадающей в разломы горных пород и встречающейся с карбидами железа. Однако подавляющая часть современных ученых с данной теорией не согласна и придерживается органической теории происхождения нефти, родоначальником которой является М.В. Ломоносов. Согласно этой теории, нефть возникла около 100-200 миллионов лет тому назад в результате разложения растений и животных на дне доисторических водоёмов и воздействия на данные осадочные породы тепла, идущего из недр Земли; сам процесс нефтеобразования занимал не менее 50 миллионов лет, а потому появление «молодой» нефти в обозримом будущем совершенно исключено).   

ОСНОВАТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОЙ (БИОГЕННОЙ) И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ (АБИОГЕННОЙ) ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НЕФТИТЕОРИЙ

Михаил Васильевич Ломоносов и Дмитрий Иванович Менделеев

Когда человечество останется без нефти? Точно сказать никто не может, так как доподлинно неизвестно сколько ещё удастся разведать и ввести в эксплуатацию новых нефтяных месторождений, будут ли созданы рентабельные технологии добычи чрезвычайно трудноизвлекаемой нефти из битуминозных песков и нефти, покоящейся подо льдами Арктики. 

Запасы нефти в Канаде

Битуминозные пески Кандады

Экспертов по данному вопросу можно условно разделить на две основные категории: оптимистов и пессимистов. Согласно прогнозам оптимистов, нефть на Земле иссякнет лет через 70. Пессимисты предсказывают конец нефтяной эры приблизительно уже через 30 лет! (Для сведения: в России официальная статистика об оставшихся в стране запасах нефти является государственной тайной!!! Недавно один высокопоставленный российский чиновник был уволен со службы за то, что в одном из своих интервью имел неосторожность признаться (не берусь давать оценку тому, насколько это признание соответствует действительности), что нефти в России осталось всего-то на 19 лет!!!).   

НЕФТЯНАЯ ПЛАТФОРМА ПРИРАЗЛОМНАЯ И ЗАПАСЫ НЕФТИ В АРКТИКЕ
Александр Чебан, https://ucrazy.ru/interesting/1447257746-kak-dobyvayut-neft-v-arktike-platforma-prirazlomnaya.html

Кстати, есть основания полагать, что до своего нуля  запасы нефти так никогда и не будут выработаны. Энергия, затраченная на добычу нефти, всегда должна быть меньше энергии, которая добытая нефть сможет дать людям. В противном случае какой-либо смысл в добывании нефти теряется. Поэтому, скорей всего, наступит момент, когда остатки нефти (возможно, даже существенные) ввиду огромных энергозатрат по их извлечению добывать станет невыгодно и они так и будут вечно покоиться  нетронутыми. То есть исчерпание нефти на Земле, по всей видимости, завершится не полным её физическим исчезновением, а лишь окончательным истощением нефтяных запасов, доступных к промышленному использованию. 

Но что случится с миром, с Россией, когда доступной нефти  не останется? Об этом я и расскажу в своей статье (дам свой прогноз).

Добыча нефти на планете прекратится не одномоментно. Сначала её остановят страны, имеющие незначительные её залежи: Румыния, Въетнам, Австралия, Испания, Чили, Мавритания, Демократическая Республика Конго, Мьянма, Камерун, Белоруссия, Пакистан, Турция, Германия, Тунис, Италия, Боливия, Восточный Тимор, Албания, Туркмения, Узбекистан, Тринидад и Тобаго, Дания, Экваториальная Гвинея, Украина, Бруней, Чад, Конго, Габон, Сирия, Австралия, Аргентина, Йемен, Индия, Оман, Египет, Алжир, Колумбия, Мексика,  Ангола, Великобритания, Индонезия, Эквадор, Малайзия, Судан.

Затем производство нефти закончится в странах со средними её запасами. К таковым странам относятся Норвегия, Азербайджан, Бразилия, Китай, Катар, США, Казахстан, Ливия, Нигерия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и, увы, Россия. 

После очередь, наконец-то, дойдёт и до нефтяных великанов: Саудовской Аравии, Канады, Венесуэлы, Ирана, Ирака.

(Есть основания полагать, что последним на Земле государством, у которого нефть ещё будет в наличии, окажутся США. Собственные запасы нефти у них средние, но фактически под их оккупацией сейчас находится один из нефтяных великанов – Ирак. Думаю, американцы ещё лет 70, а то и 100, не выведут свои войска с его территории и будут пользоваться его нефтью как своей в то время, когда во всём мире её уже не останется!!!).    

Войска США в Ираке
Спенсер Платт, https://www.nbcnews.com/meet-the-press/jeb-bush-stumbles-iraq-rivals-pile-heres-why-n358781

Со временем огромную потребность человечества в нефти будут удовлетворять всё меньшее и меньшее количество государств. Нефтяные цены взлетят до небес – страны, экспортирующие нефть, станут получать сверхдоходы от её продажи. Но период финансового благоденствия этих стран окажется недолгим – скоро нефть закончится и у них, после чего весь мир впадёт в состояние глубочайшего экономического кризиса – невиданного доселе коллапса.

(Правда, не исключён вариант, когда чуть ли не до момента полного исчерпания нефти мировые цены на неё будут искусственно поддерживаться на крайне низком уровне. Эту тему я разобрал в другой своей статье, которую можно также прочитать на сайте «Эрудит» ).    

В общих чертах этот кризис может выглядеть так…

С исчезновением нефти исчезнут компании, связанные с её добычей, транспортировкой, переработкой. То есть канут в лету целые отрасли национальных экономик. Остановятся иные предприятие в производственном цикле которых используются нефтепродукты. А к таковым относятся все предприятие, имеющие машинное оборудование — ни одна машина не может работать без технического, или как ещё говорят, машинного масла. 

Без нефти прекратится выпуск  основанной на ней продукции. Как следствие этого нарушатся транспортные связи…

Прекратится авиасообщение – не из чего будет изготавливать авиационное топливо (керосин).

Почти полностью сойдёт на нет автомобильное сообщение: окажутся обездвиженными автомобили на бензиновых, дизельных и пропановых двигателях (пропан — газ, который получают из нефти).

Остановится речное и морское сообщение – двигатели кораблей работают на дизельном топливе.

Резко уменьшится интенсивность железнодорожного сообщения. В мире электрифицированы лишь 25% железнодорожных линий. То есть большая часть железных дорог функционирует на тепловозной тяге. А тепловозам тоже требуется дизельное топливо.

Придётся отказаться от строительства и ремонта асфальтированных дорог, ведь для производства асфальта требуется очень много нефти. Ныне существующие автострады и прочие шоссе начнут быстро разрушаться и в скором времени придут в абсолютно непригодное для эксплуатации состояние. Да, пожалуй, и ездить по ним будет не на чём. Без синтетического каучука из нефти не из чего будет производить шины для их колёс (натурального каучука хватит лишь на совсем небольшое количество автомобилей).   

А ведь в наши дни без автомобильного транспорта невозможно представить ни одно производство – любое строительство, любая фабрика, завод, карьер или  шахта нуждаются в автомобилях. Без автомобилей им если не всем, то почти всем придёт конец!

Современная торговля без автомашин также немыслима. Товары по магазинам развозят именно на них. Вынужденное бездействие автотранспорта нанесёт сильнейший удар по торговым сетям. В лучшем случае они дезорганизуются, в худшем – погибнут.

Без нефти грянет катастрофа и в сельском хозяйстве. Засеивать поля, убирать урожай, заготавливать корма для скота будет не на чем – при отсутствии топлива  техника встанет. В отсутствие уничтожающих  сорные травы и вредителей пестицидов (а они создаются из нефти), урожайность понизится в разы.

АГРОХИМИКАТЫ (ПЕСТИЦИДЫ) ИЗ НЕФТИ

Пестициды (агрохимикаты) из нефти

Скажу несколько слов о социальных последствиях жизни без нефти. Они без преувеличения могут стать ужасными!

Весь мир охватит тотальная безработица. Большей части человечества просто негде будет работать. Когда у людей пропадёт работа, у них пропадут и деньги. Безденежье обернётся голодом. Огромным массам безработных не на что будет покупать себе пищу (про покупки прочих товаров можно не говорить – и так ясно). Но тем немногим, которым посчастливится быть трудоустроенными, придётся тоже несладко – из-за обвального падения сельскохозяйственного производства, рыночные цены на продовольствие станут запредельно высокими. Далеко не каждому работающему они окажутся по плечу.

Голод спровоцирует дикий скачок преступности, бороться с которой станет весьма затруднительно (полицейские автомобили будут простаивать без топлива, лошадей у полиции очень мало, а пешком за преступниками полицейским получится угнаться, понятное дело, далеко не всегда).  

Без нефти зашатается вся инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность людей (система органов и учреждений здравоохранения, жилищно-коммунальная система, муниципальный  транспорт и т.д.). Общество быстро погрузится в состояние хаоса.

Перечисленные выше передряги непременно повлияют и на демографическую ситуацию. Население Земного шара станет стремительно сокращаться. Чудовищно высокая смертность (в первую очередь, от голода) убьёт сотни миллионов, а может и миллиарды людей!

В 1900 году общая численность людей на планете составляла 1 миллиард 650 миллионов. Из-за повсеместного использования в ХХ веке нефти и обусловленного этим многократного роста продовольственных ресурсов – в 1999 году численность населения достигла 6 миллиардов, а спустя ещё несколько лет, в 2011 году – 7 миллиардов.

Когда нефти не станет, на планете смогут добыть себе пропитание примерно столько же людей, сколько и в начале прошлого столетия, когда нефть только вводилась в крупномасштабный хозяйственный оборот. То есть около 1 миллиарда 650 миллионов человек. Вероятно, где-то до этого показателя численность населения Земли и уменьшится. Дальнейшие комментарии излишни. 

Какие политические последствия способно вызвать окончание эры нефти? Межгосударственных военных конфликтов больше не будет —  без произведенного из нефти топлива особо не повоюешь. Но зато возможен приход к власти тоталитарных партий и движений. Демократические правительства в условиях полнейшего экономического и социального упадка вряд ли окажутся эффективными. Для того, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, потребуются самые жёсткие меры, вплоть до политических и иных репрессий (например, направленных на уничтожение лишних ртов, то есть претендентов на поедание продовольствия, которого без нефти станет катастрофически мало). Этим, видимо, и займутся новые национальные правительства, придерживающиеся антидемократической идеологии. Там, где случится что-то подобное, о правах человека придётся забыть надолго.

Однако следует заметить: столь печальный прогноз сбудется, только в том случае, если страны мира заблаговременно не примут адаптивных мер к жизни без нефти. А принимаются ли сейчас такие меры? Принимаются (к сожалению, в большей мере этим занимается не Россия, а западные страны). Какие? Если вкратце, следующие… 

В последние годы некоторые крупные производящие автомобильные компании усиленно интересуются классическими электромобилями (классическими считаются электромобили, которые ездят на электронергии, закаченной в их аккумуляторы). Они увлечённо проектируют их и даже запускают в серию.

Электромобили
Марк Кейн, https://insideevs.com/photo/4013745/nissan-leaf-powers-up-automakers-us-headquarters/

Появились автомобили, которые в качестве топлива используют водород. (Существуют два типа таких автомобилей:  с водородными топливными элементами (это водородные электромобили) и с водородными двигателями внутреннего сгорания). 

Всё чаще в различных сферах жизнедеятельности людей вместо нефти используется природный газ (метан и его составляющие — пропан, этан и др.). Так, повсеместно увеличивается количество автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающими на природном газе, порядка 19 % электроэнергии в мире генерируется сейчас на газовых электростанциях.

Большие достижения имеет углехимия. В принципе, из угля можно производить всю ту же продукцию, что и из нефти. (Тоже, кстати, относится и к торфу, представляющего собой не до конца разложившиеся в болотах остатки растений. Из него продукцию, аналогичную продукции из нефти, сделать даже немного проще, чем из угля!!! ).   

Всё более и более растёт производство биотоплива для двигателей внутреннего сгорания. Оно делается из растительного сырья. Биобензин получают из кукурузы, зерна, сахарного тростника; биодизель — из сои и рапса. 

В ряде стран налажено пусть ещё и небольшое, но уже промышленное производство пластика из биологического сырья: в основном, опять же,  из кукурузы и сахарного тростника.

Учёные мира занимаются разработкой и других оригинальных технологий по производству биопластика (например, из водорослей и грибов).

Биопластик

Создание биопластика из водорослей

Постепенно внедряется альтернативная  энергетика: строятся ветровые, приливные, солнечные, геотермальные и другие электростанции, эксплуатирующие возобновляемые источники энергии. Не забывается и ядерная энергетика. На сегодняшний день около 16 процентов мировой электроэнергии вырабатывается атомными электростанциями.

Ветряные электростанции

Ветрянная электростанция

Насколько всё это спасительно для человечества? Увы, пока что всё это лишь даёт надежду на спасение, но не более. Судите, уважаемые читатели, сами…

По многим позициям неплохой заменой нефти является природный газ (из него, в частности, можно производить моторное топливо, машинное масло и даже пластмассы!!!). Он значительно облегчил бы человечеству посленефтяное похмелье. Но промышленно доступные его запасы, как и запасы нефти, тоже ограничены! По оценкам транснациональной нефтяной компании «Би-Пи», при сохранении уровня добычи 2018 года мировых запасов промышленно доступного природного газа должно хватить примерно на 51 год. То есть промышленно доступный природный газ закончится на Земле приблизительно тогда же, когда и иссякнут запасы нефти (или чуть позже), а потому уповать на него, как на манну небесную не стоит. (Правда, на  нашей планете имеются гигантские запасы трудноизвлекаемого природного газа, содержащегося, например, в газовых гидратах, но промышленная эксплуатация месторождений такого газа не налажена ввиду того, что является слишком энергозатртаной и потому экономически нерентабельной). 

Электромобили… Звучит современно и красиво! Но они имеют низкую морозоустойчивость, отличаются не слишком высокой скоростью, обладают недостаточно большим запасом хода, а классические электромобили ещё и долго подзаряжаются. 

Как устроен электромобиль

Устройство классического электромобиля

При этом классические электромобили берут энергию не просто из аккумуляторов, а из литий-ионных аккумуляторов (огромных и тяжеленных батарей),  для производства которых используется литий – мягкий щелочной металл. (Эти аккумуляторы наполнены литием, как говорится, под завяку!!!). В отличие от нефти, в доступном для добычи виде он очень мало где встречается (например, в России лития почти нет, она импортирует его из-за рубежа). К тому же, помимо электромобилей, литий применятся в изготовлении стекла и мобильных телефонов.

В марте 2016 года основатель американской фирмы по производству классических электромобилей Tesla Motors Илон Маск заявил, что его компании для реализации плана ускоренного наращивания продаж электромобилей (до 500 тысяч штук в 2018 году) потребуется скупить весь литий в мире. (Для сравнения: один только Китай ежемесячно (!!!) производит более двух миллионов (!!!) обычных автомобилей).

Следует также учесть, что ионно-литиевые аккумуляторы недолговечны и их надо регулярно менять. Отсюда возникает вопрос… Хватит ли лития для производства электромобилей в нужном для человечества количестве? Разумеется, не хватит!

Электромобили на водородных топливных элементах в литий-ионных аккумуляторах не нуждаются  — у них  обычные пусковые аккумуляторы из свинцового сплава. (А также у них есть топливный бак. Он заправляется водородом, который затем посредством топливных элементов преобразуется в электроэнергию. Поэтому такие электромобили, в отличие от своих классических собратьев, проблем с долгой заправкой не испытывают, ведь они, как те, не закачивают на АЗС в свои аккумуляторы электроэнергию). Однако у этой разновидности электромобилей есть свои существенные недостатки. Их два!

Первый недостаток заключается в том, что  сами по себе водородные электромобили очень дорогие, а потому купить их способны немногие. Что неудивительно, ведь в состав топливных элементов входит платина и палладий – драгоценные металлы, которые стоят дороже золота! Приведу конкретный пример…

На фотографии ниже запечатлён во всей своей красе электромобиль на водородных топливных элементах «Toyota Mirai»! Он имеет следующие технические характеристики: мощность двигателя — 155 лошадиных сил; максимальная скорость — 175 км/час; дальность пробега без дозаправки — 500 км; время разгона до 100 км/час — 9,6 секунды. (Характеристики, прямо скажем, не супер). Фирма-изготовитель установила для него стартовую цену 58000 долларов США (это за рубежом, в России его продажная цена с учётом таможенных ввозных пошлин и торговой наценки, естественно, будет на порядок выше). В пересчёте на нынешний курс российского рубля к американскому доллару данная цена соответствует 4 292 000 рублям. Аналогичный автомобиль с традиционным бензиновым двигателем имел бы стартовую цену, как минимум, в три раза меньшую!    

ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

Электромобиль «Toyota Mirai». Дорогая и не ахти какая машина! 

Второй недостаток электромобилей на водородных топливных элементах обусловлен первым.  Используемые в топливных элементах платина и палладий очень редкие металлы! Ввиду этого на Земле для производства многих миллионов водородных электромобилей опять же просто не найдётся достаточных объёмов платины и палладия!

То есть, как ни крути, а электромобили (что на литий-ионных аккумуляторах, что на водородных топливных элементах) фактически представляют собой тупиковую ветвь развития автомобилестроения! В эпоху отсутствия нефти экономически оправданно будет лишь весьма ограниченное их использование; например, в виде электрокаров в залах торговых центров, складов и других крупных помещений (то есть там, где категорически недопустимы опасные для жизни людей выхлопные газы).   

Электромобили - транспорт, который не нуждается в нефти

Электромобиль в торговом центре

Вообще, идея заменить углеводородное топливо чистым водородом — заманчива. На нём могут легко ездить автомобили с двигателями внутреннего сгорания (таким автомобилям не нужны ни литий-ионные аккумуляторы, ни топливные элементы). Но только водород на Земле в чистом виде не встречается.

Сейчас 92% водорода в  мире производится из природного газа и нефти – это наиболее дешёвый водород; именно он пытается, хотя и без особого успеха, конкурировать с другими видами топлива. Само собой, этого условно дешёвого водорода, не будет, когда газа и нефти не станет.

Водород можно извлекать путём электролиза из воды. Она уж точно никогда не закончится. Однако при применении данной технологии тратится слишком много электроэнергии — производство получается абсолютно нерентабельным. А если без нефти и газа не будет рентабельного производства водорода, тогда не будет и водородных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.  

Производство углеводородной продукции не из нефти, а из угля и торфа также является очень затратным. На сегодняшний день только одно строительство углеперерабатывающего комбината  обойдётся как минимум в два раза дороже строительства нефтеперерабатывающего комбината эквивалентной мощности. Жидкое топливо (бензин, керосин и др.) из угля и торфа получается раза в три  дороже, чем из нефти. 

Тоже самое можно сказать и о производстве нежидкой углеводородной продукции (пластмассы, синтетического каучука и др.) из природного газа — из нефти она получается гораздо дешевле. Если же начать производить данную продукцию не из нынешнего промышленно доступного, а из трудноизвлекаемого природного газа, то она станет существенно дороже даже её аналога, изготовленного из каменного угля и торфа (из трудноизвлекаемого газа крайне дорогим окажется даже производство жидкой углеводородной продукции!!!).   

Биотопливо – экологично,  относительно дёшево, но после окончания нефти палочкой-выручалочкой  не станет. Чтобы получать его объёмы, сравнимые с объёмами топлива, производимого ныне из нефти, придётся засеять соответствующими сельскохозяйственными культурами все имеющиеся на планете сельхозплощади. (По-другому никак… Например, для производства из кукурузы одной тонны биобензина требуется три тонны зерна (!!!) кукурузы). Но тогда население Земли останется совсем без еды. (При этом у биотоплива есть свои недостатки… Например, биодизель, обладая характеристиками растворителя, проявляет повышенную агрессивность к деталям двигателя, зимой даёт осадок, у него небольшой срок хранения). 

Схожие проблемы имеет и производство биопластика… Перспектива использования водорослей и грибов для производства пластмасс в гигантских объёмах выглядит, мягко говоря, туманной – сегодня просто невозможно представить такого громадного количества водорослевых и грибных угодий, необходимых для развёртывания подобного производства.

Альтернативная энергетика – полезна, но может решить энергетические проблемы далеко не всех стран, поскольку не все страны могут похвастаться сильными ветрами, морскими приливами, большим количеством солнца, геотермальными источниками и другими необходимыми для альтернативной энергетики источниками энергии.

Ветровые электростанции, к примеру, целесообразно строить лишь в тех регионах, где средняя скорость ветра составляет более 5 метров в секунду, а таких мест не столь уж много как кажется. (Взгляните, уважаемые читатели, на приведённую ниже карту. На ней наиболее благоприятные в России для ветроэнергетики территории  выделены красным цветом. Мало того, что они занимают гораздо меньшую часть страны, так они ещё относятся в основном к её самым труднодоступным и малонаселённым районам).  

Хорошим подспорьем после исчерпания нефти станет ядерная энергетика. Но она неспособна полностью взять на себя обеспечение планеты электроэнергией. Топливом для атомных  электростанций служит изотоп урана под номером 235. Он  содержится в природном уране, извлекаемом из урановой руды, являющейся, как и нефть, невозобновляемым полезным ископаемым.

Аналитики подсчитали, что, если бы всё нынешнее мировое производство электроэнергии держалось бы только на атомных электростанциях – запасы урановых руд на Земле полностью бы исчерпались через 38 лет, после чего ядерная энергетика приказала бы долго жить.

Так на что же тогда надеяться человечеству? Как ему уберечься от грядущей катастрофы? Ответ следующий… Каждая страна, исходя из имеющегося у неё потенциала, должна найти свой путь спасения. В том числе и Россия! (Для России отсутствие нефти – вообще трагедия вселенского масштаба!!! Если вы, уважаемые читатели, россияне, то, осмотрев окружающие вас предметы и вещи,  поймёте, что почти все они, увы, сделаны за границей (преимущественно в Китае) и поступили в Россию в порядке импорта. А какими финансовыми средствами Россия оплатила этот импорт? Оплачен он был долларами и евро, полученными Россией большей частью от продажи за рубеж нефти и нефтепродуктов. То есть, когда российской нефти не станет, тогда России просто не за что будет закупать эти вещи и предметы у других государств!!!).  

Изложу своё видение того, что может спасти Россию, после исчерпания ею своих запасов нефти…

Конечно же, России надо активно развивать атомную энергетику и газовую промышленность. 

Атомная энергетика Росии против нефтяной энергетики

Ростовская атомная электростанция

(Особенно газовую промышленность!!! Многие проблемы, связанные с отсутствием нефти: как то — производство моторного топлива, машинного масла, сельскохозяйственных удобрений и т.д., Россия сможет достаточно успешно решать пока у неё будут оставаться запасы промышленно доступного природного газа.  Само собой, России надо также не забывать неустанно проводить работу по созданию технологий экономически рентабельного вовлечения в промышленный оборот имеющихся у неё месторождений трудноизвлекаемого природного газа — чем больше он благодаря таким технологиям будет превращаться в промышленно доступный, тем легче россиянам будет житься без нефти).  

БУДУЩАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ БЕЗ НЕФТИ

Астраханский газоперерабатывающий завод

Однако по указанным уже выше причинам ограничиваться только этим — глупо! Для успешной адаптации к жизни без нефти России необходимо активно задействовать и другие ресурсы.

Вообще, любому государству, желающему надлежащим образом подготовиться к жизни без нефти, необходимо создать прочную базу для обеспечения себя максимально возможным количеством не основанной на нефтепродуктах электроэнергии — без неё выжить в отсутствие нефти нереально.

К счастью, Россия одна из немногих стран, которая обладает в избытке таким  традиционным источником  возобновляемой энергии, как  речная вода. На её территории протекает множество мелких и крупных рек, обладающих высоким гидроэнергетическим потенциалом. Возведение на них многочисленных гидроэлектростанций сможет фактически полностью обеспечить Россию электроэнергией в нужных ей и гораздо больших, чем сейчас, объёмах. Конечно, строительство ГЭС потребует немалых затрат, но  впоследствии они полностью окупятся отсутствием платы за источник получаемой энергии – воду.

Реки России
Селезнева Татьяна Васильевна, http://www.myshared.ru/slide/470428/

Развитие гидроэнергетики поможет решить в России проблему транспорта и других самоходных машин, которая без нефти станет  терзать страну самым нещадным образом.

Гидроэнергетика против нефтяной энергетики
Кандинский Дмитрий, https://zlostick.livejournal.com/

Так, большие объёмы вырабатываемой на реках электроэнергии позволят полностью электрифицировать все имеющиеся железнодорожные пути, а также проложить их новые электрифицированные ветки и магистрали, увеличить количество единиц городского общественного электротранспорта (трамваев, троллейбусов, поездов метрополитена, монорельсовых поездов и т.д.).

Получение благодаря рекам больших объёмов электроэнергии, создаст её излишки, использование которых, сделает экономически оправданным извлечение водорода из воды. Водород же можно будет использовать в качестве топлива для относительно недорогих автомобилей (как легковых, так и грузовых) с двигателями внутреннего сгорания. 

ВОДОРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания на водороде

Чем больше будет построено ГЭС, тем более дешёвой станет вырабатываемая ими электроэнергия, что в конечном итоге приведёт к значительному снижению издержек при производстве бензина, дизеля, мазута, керосина из угля или торфа и, как следствие, к экономической рентабельности данного производства.  Да, все эти виды топлива окажутся существенно дороже топлива, производимого сейчас из нефти. Однако обеспечить им необходимое для народного хозяйства число автомобилей и иных машин удастся.

Гидроэнергетика сопряжена с обязательным строительством плотин, которые поднимают уровень воды в реках, превращая в глубоководные даже совсем маленькие речушки. Если одновременно с плотинами строить судопропускные сооружения – число судоходных рек России возрастёт многократно, что послужит мощным стимулом для развития самого дешёвого внутреннего транспорта – речного.

СУДОПРОПУСКНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Семен Фридлянд, http://cruiseinform.ru/places/zhigulevskaya-ges/shlyuz-24/

Подавляющее большинство населённых пунктов России находится вблизи рек. После того как плотины сделают их судоходными, к каждому расположенному возле реки поселению можно будет добраться по воде на речном транспорте, что существенно смягчит неудобства, порождаемые снижением интенсивности автомобильных поездок. (А они снизятся уже хотя бы потому, что без нефти почти полностью исчезнет сеть асфальтированных шоссейных дорог. Асфальтные дороги останутся, видимо, только в городах. Для них необходимый для асфальта битум придётся производить из угля или торфа, ввиду чего битум превратится в очень дорогостоящий продукт. Поэтому вне пределов городов в целях экономии финансовых средств не останется ничего другого, как ограничиться введением в строй, поддержанием и эксплуатацией грунтовых дорог, а по ним, особенно в распутицу и тем более на грузовых фурах, много не поездишь!!!).

Ресноое судоходство в России
Владислав Пономарев, https://fleetphoto.ru/photo/132465/

Необходимо посредством судоходных каналов соединить все самые крупные реки России и большую часть её мелких рек в единую глубоководную систему (техническая возможность этого имеется). Тогда речные суда смогут беспрепятственно перевозить грузы и пассажиров от Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону прямо до Владивостока, что в условиях отсутствия нефти очень укрепило бы транспортную связанность страны. (Об одном из таких судоходных каналов будущего — Трансуральском водном пути я подробно рассказываю в другой своей статье, которая на сайте «Эрудит» размещена ).

Речная доктрина России

Проект единой судоходной системы в России

После того, как нефть и промышленно доступный природный газ иссякнут, российское государство из соображений обороны наверняка сохранит военную авиацию (хотя и сократит её до минимума). А вот спасти  авиацию гражданскую у него вряд ли получится – слишком много она потребляет топлива.  Цены на авиационный керосин, созданный из угля или торфа будут столь высоки, что полёты на гражданских самолётах окажутся пассажирам просто не по карману.

Однако, возможно, возродится воздухоплавание и люди с самолётов пересядут на дирижабли. Дело в том, что дирижабль расходует топлива во много раз меньше самолёта. Поэтому пусть керосин, изготовленный из угля или торфа, будет существенно дороже керосина из нефти, но за счёт того, что самого керосина дирижаблю требуется немного, его полёт может оказаться вполне рентабельным. (Дирижаблям и их экономичности я посвятил другую свою статью, которая находится на сайте «Эрудит» ).    

ДИРИЖИБЛИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЭРЫ НЕФТИ

Пассажирский дирижабль будущего

Когда нефти и промышленно доступного природного газа в России не останется, будет целесообразным засеивать значительные площади маслиничными сортами рапса, который послужит сырьём для экономичного производства технических масел – их расходуется значительно меньше топлива, а потому изыскать под рапс необходимые гектары сельскохозяйственных земель большой трудности не составит. Рапс как сельскохозяйственная культура прекрасно подходит для климата юга России и её средней полосы. (В наши дни его уже выращивают даже в Красноярском крае, а там свободных земель очень много!!!). 

Уголь и торф после исчерпания нефти и промышленно доступного природного газа, разумеется, должны стать объектами повышенного внимания российского государства, ибо именно из них придётся производить синтетический каучук, пластмассы, сельскохозяйственные удобрения и прочие виды углеводородной продукции, которую в настоящее время изготавливают из нефти. (С тем, что их производство обойдётся гораздо дороже, нежели из нефти, увы, останется только смириться. Но, как я уже отмечал выше, с учётом наличия дешёвой электроэнергии гидроэлектростанций данная продукция будет иметь хоть и высокую, но всё-таки приемлемую для общества стоимость). Благо, Россия располагает огромными месторождениями как угля, так и торфа, находясь по их запасам на втором месте в мире. При этом торф, что весьма ценно, способен к возобновлению. В России он естественным образом пополняется каждый год на 250 миллионов тонн. Уголь – невозобновляемое полезное ископаемое, но его в России так много, что хватит надолго – по разным оценкам, от 250 до 500 лет.

Также очень важно и то, что  непосредственно сами уголь и торф можно использовать в качестве топлива! Так, уголь является вполне приемлемым горючим для двигателей морского и речного транспорта. На железнодорожных станциях вместо маневровых тепловозов вагоны смогут передвигать и паровозы, в топку которых тоже пойдёт уголь. В местах, где по каким-то причинам нельзя поставить гидроэлектростанции, можно будет построить тепловые электростанции, способные работать и на угле, и на торфе.

Торф вместо нефти

Торф — национальное достояние России!

Если данный план реализовать (а приступать к его реализации надо как можно скорей, ибо времени в запасе осталось не так уж много), России, после того как нефть у неё закончится, удастся избежать тех полных трагизма последствий, которые я описал в первой части своей статьи. Однако сей план имеет слабое место… Где России взять деньги на претворение его в жизнь? Только одно строительство гидроэлектростанций и плотин потребует от российского государства гигантских капитальных вложений. А ведь надо построить ещё много чего и другого (углехимические комбинаты, предприятия по производству водорода, конструкторские бюро и заводы по производству дирижаблей и т.д.). На мой взгляд, решение этой проблемы возможно только в двух случаях… Либо если Россия перейдёт от капиталистической к социалистической экономике, которая вне всяких сомнений сможет дать государству требуемые деньги (об этом читайте другую мою статью, опубликованную на сайте «Эрудит» ). Либо если Россия хоть и сохранит капиталистическую экономику, но мировые цены на нефть (пока она ещё есть) взлетят настолько высоко, что это обеспечит государству приток необходимых финансовых поступлений. В принципе, и то, и другое возможно, но, к сожалению, не гарантировано. Если же России не повезёт и ни первого, ни второго так и не случится, то ей после окончания эры нефти, видимо, придётся погибнуть. Но давайте, уважаемые читатели, всё-таки надеяться на лучшее! 

P.S. У кого-то может возникнуть вопрос… А как России придётся выживать, когда у неё эдак лет через 300 закончится уголь?  Отвечу на него так… Надеюсь, что к этому времени развитие науки и техники достигнут такого солидного уровня, что промышленно доступными станут любые виды ныне трудноизвлекаемого природного газа. А вот его запасов России должно хватит на очень  долгий срок — может, на 1000, а то и 2000 лет!

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк! Если вы желаете получать уведомления о моих новых статьях, сделайте соответствующую подписку на сайте «Эрудит». 

Иван Правдолюбов

6 сентября 2021 года

Для уведомления о новых статьях введите Ваши данные

ПОСЛЕСЛОВИЕ: ДАМЫ И ГОСПОДА, НА ДЗЕН-КАНАЛЕ САЙТА «ЭРУДИТ» РАЗМЕЩЕНА ЕЩЁ ОДНА МОЯ СТАТЬЯ О ЖИЗНИ БЕЗ НЕФТИ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ ТАК: «ЧТО ОБСТОИТ НЕ ТАК С СОВРЕМЕННОЙ БЕЗУГЛЕРОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ?». РЕКОМЕНДУЮ ПРОЧИТАТЬ!  ЕЁ МОЖНО НАЙТИ

!!!

С уважением, Иван Правдолюбов 

Иллюстративный материал заимствован  из  общедоступных ресурсов  Интернета, не содержащих  указаний на авторов (кроме упомянутых выше) этих материалов и каких-либо  ограничений для их заимствования.   

ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЁЙ С ДРУЗЬЯМИ

WhatsApp
OK
VK
Telegram
Pinterest
LinkedIn

Комментарии к статье “ЧТО БУДЕТ С МИРОМ И РОССИЕЙ, КОГДА НЕФТИ НА ЗЕМЛЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ?”

  1. Иван Правдолюбов

    Уважаемый MAMAZU, литий в бак электромобиля действительно заливать не надо, но он все равно должен быть в аккумуляторе каждого электромобиля, работающего на литий-ионных аккумуляторах. Учитывая, что лития на Земле несравнимо меньше нефти, он, в случае, если весь автотранспорт будет переведен на литий-ионные аккумуляторы, иссякнет практически моментально.

  2. Почему после распада СССР в городах (например, в Воронеже) закрываются трамвайные и троллейбусные линии? И когда трамваи и троллейбусы снова вернутся в города? Я думаю, когда нефть закончится, тогда возродится и трамвай, и троллейбус.

  3. Иван Правдолюбов

    Уважаемый Денис, я затрудняюсь сказать почему закрываются трамвайные и троллейбусные линии в Воронеже. По всей видимости, из-за каких-то экономических причин. Я бы не сказал, что во всех городах бывшего Советского Союза трамваев и троллейбусов становится меньше. Мне, по крайней мере, приходилось бывать во многих городах России и я такой тенденции в них не замечал. А вот насчет того, что трамваев и троллейбусов после того, как нефть на Земле закончится, будет больше — Вы правы, так как трамваи и троллейбусы ездят на электичесстве, а не на углеводородном топливе. (Хотя нефть им тоже нужна! Например, колесная резина троллейбусов производится из нефти, ну и т.д. Но, думаю, все потребности трамваев и троллейбусов в нефти можно будет заменить каким-нибудь другим сырьем).

  4. Очень большая статья. А в реалии всё будет проще: погибая, власти США, нажмут на «красную кнопку», направление понятно — Россия. У нас тоже нажмут на «красную кнопку» и наступит ядерная зима на планете Земля, потому что даже 1/10 части ядерного потенциала США или России, хватит для уничтожения нашего шарика.
    Так что не парьтесь о безработице и голоде — не доживём!

  5. Чтобы нефть не исчезла, уже сейчас надо переходить на силовые механические безтопливные установки, пытаясь сделать их маленькими, но мощными… И почему все всё усложняют?! Соберите безтопливный механический силовой агрегат для электростанции и будете получать электроэнергию по себестоимости от стоимости данного агрегата, а когда он окупится электроэнергия будет бесплатная. В мире есть вещи, при помощи которых можно обходиться без денег, но без денег эти вещи не купишь!!! Аккумулятор с большой ёмкостью, подобный Мирозданию, люди долго ещё не изобретут, но у человечества есть возможность пользоваться данными запасами энергии из Мироздания в своё благо. Но они не видят очевидного, что надо просто собрать механизм и получая энергию из Мироздания преобразовывать ее в другие виды энергии, под свои нужды…

  6. Исследования по созданию теплоэнергетики на базе использования тепла горячих пород Земли проведены при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта №0802-00431а «Роль энергетических инноваций в социально-экономическом развитии России и сохранении климата планеты в 1 -ой половине XXI века». (https://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=2622 )

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.